#почему_слон
«Почему Слон?» Ответ на этот и другие не менее жизненно-важные вопросы Вы найдете в нашем Блоге. Все чем живет маркетинговая студия «MARKETING MIX». Как миксуются идеи и воплощаются в жизнь.
galaxy-star

02

Мая

2018

Маркетинговое исследование в условиях малого бюджета

Небольшой компании приходится экономить на всем – и это не секрет. И большим компаниям тоже. Для бизнеса зачастую характерна нехватка бюджета. Сегодня мы поговорим об инструментах бесплатного маркетинга.
В больших компаниях есть специалисты, которые занимаются исследованиями и аналитикой. В компаниях поменьше есть маркетологи, но часто они загружены совершенно непрофильной деятельностью, либо квалификации не хватает. В совсем маленьких компаниях собственный маркетинг часто проводит сам владелец. И как правило получается довольно хорошо, поскольку он – самое заинтересованное в результатах лицо.

Исследования – это дорого и долго? При нынешнем уровне доступа к информации, можно обойтись весьма скромным бюджетом или сделать все с помощью собственного маркетинга.

Конечно, если не обладать некоторыми полезными навыками, анализ информации станет делом довольно сложным.  Тем не менее, руководствуясь здравым смыслом, зная о некоторых бесплатных инструментах маркетинга, можно узнать многое, быстро и без финансовых затрат.

Второй негативный фактор, помимо нехватки бюджета, банальная лень.

Но выбирать не приходится. Иногда без процесса маркетингового исследования не обойтись. Приступая к проведению маркетингового исследованию, как и к любой другой деятельности, придется для начала определиться с целью.

Какие чаще всего бывают цели?

  • посмотреть рыночную ситуацию
  • посмотреть, что делают ближайшие конкуренты
  • понять, какой уровень цен сейчас на рынке
  • найти точки отстройки от конкурентов
  • найти перспективную нишу для дальнейшего развития или вывода нового продукта
  • понять, как потребители относятся к компании

Самый простой и доступный источник информации маркетинговых исследований – это покупатели, особенно если у вас есть CRM. Имея статистику, можно легко получить нужные данные о сезонности, о конверсии, об уровне продаж, какие клиенты приносят больше выручки, а какие больше прибыли. Скорее это даже не исследование – это аналитика, которую можно делать в режиме реального времени.

Еще один простой и доступный источник информации маркетинговых исследований – записи разговоров с потенциальными и действующими клиентами. Здесь вы можете получить неоценимую информацию, что на самом деле нужно вашим клиентам, какие у них потребности и что в вашем продукте или услуге для них самое важное. Из этого вы сможете сделать прекрасное позиционирование и отстроиться от конкурентов. Просто зафиксируйте слова ваших клиентов и расскажите им то же самое на их языке. В нашей компании есть многоканальный телефон с функцией записи разговоров – мы регулярно их прослушиваем, особенно когда ведем активную рекламную кампанию. Это позволяет нам быстро реагировать и улучшать рекламные объявления.

Еще один источник информации маркетинговых исследований – формы обратной связи и письма на корпоративную почту. Посмотрите, как клиенты формулируют свои запросы, какие вопросы они задают.
Сложнее, если у вас розница и нужно провести исследование типа тайный покупатель. Здесь вам помогут специальные компании – поверьте, цены вовсе не кусаются. Либо привлеките родственников и друзей, проинструктируйте их. Они вам потом расскажут, как обошлись с ними ваши продавцы.

С конкурентами тоже все гораздо проще, чем представляется. Во-первых, сайты. На них можно найти массу информации. Во-вторых, можно позвонить или написать конкуренту и узнать тайны его скидок и коммерческих предложений, заодно проверить уровень обслуживания. Только для начала вам нужно будет придумать правдоподобную легенду и обзавестись парой почтовых ящиков и телефонным номером, который вы будете использовать для разведки. Что получите в результате? Очень много интересного – цены, условия скидок при оптовых закупках, как быстро отвечают, что отвечают, как отвечают. Сведите все в одну таблицу и найдите слабые места и то, что конкуренты не делают, и станьте лучше.

Поначалу кажется, что нужно проделать колоссальную работу. Но собственный опыт показывает – это очень увлекательное занятие.
С ценами еще проще – нужно собрать и систематизировать. Для этого понадобится совсем немного времени и навыки работы в Excel.
Рыночную ситуацию оценить также совсем несложно. В интернете найдется масса публикаций, где вы найдете отчеты по вашей отрасли. Подпишитесь на отраслевые новости, периодически изучайте новости на отраслевых порталах. Если видите что-то интересное – фиксируйте.

Все полученные данные можно обработать и проанализировать. На основе анализа сделать выводы и принять решение.
В итоге, получается, что в условиях нехватки бюджета можно довольно легко и быстро получить нужную информацию. Важно знать, где ее найти.

Один из главных принципов – не лениться и не бояться.