#почему_слон
«Почему Слон?» Ответ на этот и другие не менее жизненно-важные вопросы Вы найдете в нашем Блоге. Все чем живет маркетинговая студия «MARKETING MIX». Как миксуются идеи и воплощаются в жизнь.
galaxy-star

03

Мая

2018

Мем или ген?

Мысленным прообразом любого продукта является идея, с нее все начинается. Идея нового продукта может зародиться от природной интуиции ее создателя, когда время, место и талант слились в идеальную среду. А может зародиться от культурной потребности социума, от социального стереотипа, обостренного и уязвленного на данный момент. Первый продукт – плод поисков абсолютных истин в истоках, второй – плод реакции на культурные и социальные тренды. Первый – продукт как стиль жизни, второй – продукт как мода. В чем же глубинная разница между такими продуктами и их создателями&

«Я создал гениальный фильм. От слова «ген» – сказал некогда Сергей Параджанов, великий украинско-грузинский режиссер, о своем фильме «Тени забытых предков». Это действительно очень настоящий, сильный фильм, по которому можно изучать культуру неизведанной гуцульщины, украинские сказания, философию времени, фильм, в котором правда настолько неприкрыто показана, что нам после слащавых американских фильмов с хеппи-эндами режет глаза. Этот фильм не побьет рекорд кассовых сборов, но этот шедевр – вне времени. Чтобы создать такой продукт, надо строить его на гене.

Бизнес, который быстро завоевывает популярность в социуме, строится на меме. Мем – единица культурной информации, которая передается от человека к человеку, осознанно или бессознательно. Принцип работы мема – это вирус, который быстро распространяется и «заседает» в мозгу человека, чему очень способствуют СМИ и интернет. Как пример, песня группы «Ленинград» «Экспонат», в которой строки «На лабутенах...» стали стремительно распространяться по всем возможным каналам, вирусно заполонять умы людей, которые, сами того не замечая, напевают ее по дороге на работу.

Незамысловатый текст и видео с саркастичным и правдивым изображением будней обычной девушки имеют все предпосылки стать устойчивым мемом. 70 млн просмотров – это не шутки, это успех. Почему? Потому что простая, ритмичная музыка, повторяющиеся слова, которые легко напеть, матерная речь, которая является признаком «свободы самовыражения» (все, кто не могут позволить себе другую форму свободы, очень радуются таким публичным сквернословиям), простая девушка, которая собирается на свидание, в ней миллионы девушек увидели себя и миллионы мужчин увидели повод для сарказма – все это идеально подходит для мема. Если хотите, чтобы ваш продукт или услуга распространялись вирусно, вам нужно в основу вложить сильный и устойчивый мем.

Мем должен отвечать следующим условиям

  • В основе лежит единица культурной информации, отражающая состояние культурной среды на текущий момент (что волнует социум сейчас? Чем он недоволен? Чего ждет?).
  • Должен быть понятный широкому потребителю, примитивный.
  • Он должен отвечать большой скорости употребления, приготовления, работы функций, без лишних затрат ресурсов времени и энергии, максимально прост в эксплуатации, использовании, приготовлении.
  • Он облегчает, но не развивает.
  • Затрагивающий примитивные потребности человека, его ключевые модели и стереотипы поведения: секс, отношения мужчин и женщин, потребность в оценке и признании окружающих, потребность в «хлебе и зрелищах», сопротивление системе, желание получить что-то бесплатно, выиграть лотерею, сарказм по отношению к власть имущим, богатым, политикам, «сказка о Золушке» и другие «сказочные» иллюзии, желание во взрослом возрасте вернуться в детство.

По этому принципу в нашу жизнь пришли и основательно «заразили» социальные сети McDonalds, фильмы, снятые по комиксам, и другие «вирусные» продукты. Их сила в том, что их легко и быстро сделать массовыми. Мем распространяется быстро тогда, когда получатель имеет сильный внутренний отклик на информацию, образ, которые стоят за продуктом, сервисом, услугой. Для того чтобы его создать, нужно хорошо понимать все слабости, стереотипы и соблазны обычного человека, и презентовать образ, который их удовлетворяет.

Мем распространяется быстро тогда, когда получатель имеет сильный внутренний отклик на информацию, образ, которые стоят за продуктом, сервисом, услугой.

У гена – природное происхождение, он несет целостную информацию, идентичную природе человека. Продукты на «гене» несут в себе много наследственной информации о продукте, истоки его создания, его природу. «Гениальные» продукты имеют в своей основе «ген» места, времени, истории, человека, компании, его создавших. Сергей Параджанов сумел снять «гениальный» фильм благодаря тому, что несколько месяцев до съемок фильма и во время жил в настоящей гуцульской хате, ел исконную гуцульскую еду, глубоко изучал жителей этих удивительных мест и их традиции. Такие продукты сложнее в употреблении, не вызывают зависимость, ненавязчивы, их образ не «застревает» в мозгу. В основе таких продуктов лежит природа. И, удивительным образом, они переживают любую моду.

Принципы создания «гениального» продукта

В основе продукта лежит наследственная информация об его природе, сути, основе.

Продукт развивает своего потребителя и выводит его на новый уровень жизни, действия, вкуса, эстетики жизни, потребления.

Удовлетворяет не примитивные потребности людей, а потребности более высокого порядка: творить, созидать, реализовывать себя, обучаться, познавать жизнь, красоту, эстетику и т.д.

Создается руками мастеров – профессионалов, для которых это не просто работа, это философия жизни. Такой продукт не может создать конвейер.

В продукте всегда есть смысл и глубина, есть поиски и исследования, есть глубокое понимание его природы, и природы того, для кого этот продукт создается.

Этот продукт, каким бы функциональным он ни был, претендует на уровень искусства.

Посмотрите на костюмы Ив Сен Лорана, на полотна Куинджи, на здания Гауди, на фильм «Тени забытых предков» Параджанова, послушайте музыку Рахманинова, попробуйте вино Château Latour, примерьте обувь итальянских мастеров. Это продукты, которые создавались на гене. Это не саботаж, не протест, не высмеивание, не критика, не желание доказать, это чистое природное созидание. 

Каждый выбирает для себя, какой продукт создавать: меметический или генетический. Каждая стратегия имеет свои плюсы и минусы. Хотите создать продукт популярный и широкого употребления – стройте на меме. Хотите создать продукт для ограниченного круга ценителей, который будет вне времени – стройте на гене. Каждому свое.